БУРЛЮК, Давид Давидович [9(21).VII.1882 - 15.I.1967] — украинский, российский и американский поэт и художник.
   Родился на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии в казачьей семье. Отец, продав хутор, работал управляющим в разных имениях, поэтому семья часто переезжала с места на место. В одно время жил с родителями в деревне Корочка Обоянского уезда Курской губернии, в имении генерала Бютцева. Ходил в школу в слободу Белую. Этот период своей жизни отразил в ряде стихов, в частности в стихотворении:
Поднявшися в гору от Корочки

В Курской долинах губернии,
Где в лозах извивается Псёл,
Цветами осыпаны тернии
И дома в жужжании пчёл.
Я мыслью чрез годы, десятки,
Сквозь мшистую плесень и цвель,
Играю с случившимся в прятки
И в рощиц влекусь карусель.
Великой любовью к природе
Способен моментом истечь,
Вздыхать о простом огороде,
В родную оформиться речь.

Из альманаха "Цвет и рифма" № 66, 1967 - 1970, c .96 (Архив Фонда им. Давида Бурлюка, г. Сумы, 2009).
   Образование получал в гимназиях городов: Сумы, Тамбова, Твери. Увлекался живописью
   В 1898-1899 гг. учился в Казанском и Одесском художественных училищах.
   В 1902-1905 гг. учился живописи в Мюнхенской Королевской академии искусств. Участвовал в художественных выставках в России и за границей.
   В 1909-1910 гг. был лидером молодых поэтов и художников, отрицавших эстетику символизма, и искавших новые пути развития поэзии и искусства. Позже они назовут себя — футуристами. К этому времени относится встреча Бурлюка с В. Маяковским, который считал Бурлюка своим "действительным учителем".
   Энергия Бурлюка, его организаторские способности и инициативность помогли становлению и утверждению новой поэтической школы. В сборнике "Пощечина общественному вкусу" (1912) провозглашался манифест, в котором звучал призыв отказаться от классических традиций. При его участии выходят сборники: "Садок судей" (1913), "Дохлая луна. Сборник единственных футуристов мира, поэтов "Гилея", "Рыкающий Парнас" (1914).
   В 1914 г. Бурлюка и В. Маяковского исключают из училища "за участие в публичных диспутах".
   Свойственные футуризму эпатажность и антиэстетичность Бурлюк изложил в строках:
   Душа - кабак, а небо - рвань,
   Поэзия - истрепанная девка,
   А красота - кощунственная дрянь...

   С началом Первой мировой войны, Бурлюка в армию не призвали, у него не было одного глаза. В это время он жил в Москве, издавал стихи, сотрудничал в газетах, писал картины.
   В 1918-1919 гг. находился на Дальнем Востоке, выступал с лекциями в городах Сибири, читал лекции и устраивал выставки в Харбине. Печатался во владивостокской газете «Дальневосточное обозрение», сотрудничал в других видных газетах и журналах в качестве поэта и новеллиста, переиздал в Харбине «Лысеющий хвост». Во Владивостоке Бурлюк вошел в неформальное содружество литераторов — приверженцев футуризма «Творчество», куда входили также Н. Асеев, С.Третьяков, С.Алымов, Н.Чужак и др.,
   С 1920 г. жил в Японии. Там написал и послал в Берлин очерк «Литература и художество в Сибири и на Дальнем Востоке», опубликованный в журнале «Новая русская книга» (1922. №2). Друзья Бурлюка по Владивостоку — Н. Асеев, С.Третьяков и Н.Чужак — поместили его стих. «Сибирь» («Мы ведали "Сибирь"!!! Кеннана...») в вышедшем в Чите сборнике «Сибирский мотив в поэзии» (1922). Они же издали в Чите книгу сонетов Бурлюка «Сибирь» (1922).
   В 1922 г. переехал в Соединенные Штаты Америки, где продолжал заниматься живописью и литературой. Издавал журнал "Цвет и рифма". Написал новеллы «из жизни колчаковщины», объединенные заголовком «Записки простого человека о днях совсем недавних», и опубликовал их в нескольких номерах нью-йоркской газеты «Русский голос» в июле 1923 г. Японские впечатления послужили темой сборник рассказов Бурлюка «По Тихому океану» (Нью-Йорк, 1925) и 26 новелл-зарисовок разных жанров «Ошима. Японский Декамерон» (1927).
   Картины и рисунки Бурлюка разошлись по различным музеям и частным коллекциям. Многие из них репродуцированы в его книгах или в книгах о нем.
   В 1956 и 1965 гг. Бурлюк посещал Советский Союз. Встречался с И. Эренбургом.
   Умер и похоронен в Лонг-Айленд, Нью-Йорк (США).

   Ист.:
   Голлербах Э. Ф. Искусство Давида Бурлюка. Нью-Йорк, 1930;
   Шикман А. П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.;
   Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000; Капитоненко А. М. Обоянский период в жизни Д. Д. Бурлюка. Труды 1-й международной краеведческой конференции "Краеведение в Курском крае: прошлое и современность. Межрегиональные связи" 26 октября 2006 г., г. Курск, 2006.

На главную страницу